Оглавление

Концепция воспитательной программы. ........................................................ 3

Цели и задачи программы воспитательной работы на 2013 – 2018гг. ........ 5

Принципы воспитательной работы ................................................................. 6

Субъекты воспитательной среды. .................................................................... 6

Направления воспитательной работы. ............................................................. 7

Работа с семьей ................................................................................................. 11

Этапы реализации программы воспитания. ................................................... 12

Ожидаемые результаты .................................................................................... 13

Ресурсное обеспечение программы воспитания ............................................ 15

Мини-программа «Наш дом - Россия»………………….……………………16

Мини-программа «Дорога к человечности»…………………………………19

Мини-программа «Традиции храня и умножая»…………………………….21

Мини-программа «Моя семья»………………………………………………..24

Мини-программа «Школа без правонарушений»……………………………27

Мини-программа «Счастливо жить-здоровым быть»……………………….32

Мини-программа «Живая планета»…………………………………………..34

Мини-программа «Труд- основа жизни»……………………………………..38

Мини-программа «Путь в мир профессии»…………………………………..41

Принципы реализации программы……………………………………………44

Внешнее взаимодействие МБОУ СОШ №11…………………………………48

Концепция воспитательной программы

МБОУ СОШ №11 - школа, где обучаются 722 школьника на 1 сентября 2013 г.  Школа расположена в поселке Супсех муниципального образования город-курорт Анапа.

Современные условия жизни требуют от выпускника школы в прежде всего прочную образовательную базу, активную жизненную позицию, целеустремленность, способность ориентироваться в непростых жизненных ситуациях. Сегодняшних школьников окружает масса информации – кино, Интернет, СМИ, реклама. Ребенок постоянно сталкивается с проблемой выбора – друзей, интересов, решений, причем, вероятность принятия необдуманных решений социального характера возрастает на фоне информации, искажающей морально-этические нормы. С этой проблемой сталкиваются педагоги, родители и дети. Поэтому задача современной сельской школы: создание оптимальных условий для позитивной социализации ребенка, гуманизации среды его обитания и жизнедеятельности, которая связана с поиском новых форм в обучении и воспитании учащихся.

Школа на селе, без преувеличения, является его образовательным, информационным, культурным и спортивным центром. Кроме того, позиция школы - «у всех на виду» - обязывает и педагогов быть высоконравственными, социально активными, инициативными. А если школа отстраняется от остро волнующих людей проблем сельской жизни, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку односельчан.

Сельская школа сегодня является важным механизмом психолого-педагогической поддержки семьи и стабилизации социальной жизни села. Ее культурообразующая функция заключается в том, что школа вынуждена компенсировать недостатки семейного воспитания. Тем более, что в последние десятилетия наблюдается уменьшение роли и значимости семьи в воспитании подрастающего поколения. Сельская школа формирует менталитет личности. При всех разрушительных тенденциях, именно школа призвана сохранять возможность воспитания юных жителей села в духе патриотизма, гражданственности и социальной ответственности.

Влияние на развитие личности обучающихся, несомненно, должна оказывать традиционная национальная культура. Таким образом, еще одной задачей школы будет являться сохранение, преумножение  культуры, пропаганда любви к своему родному краю, Малой Родине.

Сельская школа  неразрывно связана с природопользованием. Поэтому знание и применение основ экологии, охраны природы необходимы каждому сельскому жителю.

Благодаря школе повышается культурный уровень поселка. Сельская школа играет более значительную роль в жизни ребенка, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе.

Воспитательная система школы создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение.

В основе воспитательной системы МБОУ СОШ №11  лежит взаимосвязь четырех социальных институтов: школа – семья – общественность – власть. Взаимодействие этих четырех институтов в формировании личности ребенка должно проходить в духе сотрудничества и взаимопонимания. К чему наша школа и стремится.

Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся включает в себя три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (начальная школа). Познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим. На этом этапе осуществляется поддержка процесса формирования у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к родному селу и ближайшего производственного окружения, нравственных установок, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой деятельности.

Второй этап (средняя школа). Найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика, гражданина великой страны через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными умениями во внешкольной деятельности. Поддержка процесса формирования у подростков социально-полезной и профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором своего места в обществе.

Третий этап (старшая школа). Реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин, патриот великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции. Поддержка процесса формирования у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях и их реальными возможностями.

 

Цели и задачи программы воспитательной работы

на 2013 – 2018 гг.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, знание культуры и владение языком своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Цель:

Воспитание личности здоровой, всесторонне развитой, социально ориентированной, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека.

Задачи:

1. Организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами коллектива школы.

2. Формирование человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, здорового, физически развитого, любящего свое Отечество, свой край гражданина, обладающего национальным самосознанием и характером.

3. Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в среде сверстников.

4. Развитие самоуправления школьников, развитие и упрочнение Совета учащихся школы, как основы ученического самоуправления, социализации, социальной адаптации.

5. Содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.

6. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.

7. Создание условий для участия родителей учащихся в воспитательном процессе, повышения активности Родительского комитета; привлечение родительской общественности к воспитательному процессу.

8. Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

 

Принципы воспитательной работы

1. Личностно-ориентированный - признание каждого ребенка полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника, жизни в школе и вне ее.

2. Деятельностный – предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.

3. Принцип сотрудничества – взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости, т.е. тех качеств, которых требует от них демократическое общество.

4. Гуманизация воспитания – уважение личности ребенка, достоинства, доверии к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка.

5. Принцип открытости - участие в процессе воспитания всех социальных институтов.

6. Дифференцированный – отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельном.

7. Средовой – учет, использование в процессе воспитания среды окружающей ребенка (семья, друзья, сверстники, уровень социального благополучия, интересы и увлечения и др.)

 

Субъекты воспитательной среды.

Участниками процесса воспитания являются все учащиеся, члены педагогического коллектива школы и родители (лица их заменяющие) обучающегося. Воспитательную деятельность в школе осуществляют: заместитель директора по воспитательной работе (планирование, координирование, контроль воспитательной деятельности, все виды отчетности), социальный педагог (защита прав ребенка, работа с родителями, профилактика безнадзорности и правонарушений), педагог – психолог,  педагог-организатор (организация воспитательных мероприятий, координирование самоуправления), педагог-организатор ОБЖ (организация работы по ТБ, организация мероприятий по ЗОЖ), библиотекарь (пропаганда чтения, организация мероприятий по повышению читательской активности обучающихся, деятельность по информированию), классные руководители

 (организация образовательно-воспитательной деятельности,  психолого-педагогического сопровождения обучающихся), руководители кружков и секций (организация интеллектуальной, творческой, познавательной деятельности обучающихся).

Взаимообратная связь всех субъектов воспитательной среды, начинающаяся и замыкающаяся на ребенке, прослеживается на практике. Все субъекты работают в тесном взаимодействии друг с другом на всех этапах педагогического воспитательного воздействия:

ЗНАНИЯ - уяснение основных понятий и норм поведения. Чтобы правильно себя вести, надо знать, как именно надо себя вести и почему надо вести себя именно так, а не иначе.

ЧУВСТВА – отношение к предлагаемым нормам и правилам поведения. В основе отношения - прежде всего понимание, которое приводит к оценочным суждениям.

ПОСТУПКИ – принятие, освоение и превращение полученных норм в личное достояние. Эти понятия неразрывно связаны с действием и проявляются в поступках.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – многократные повторения определенных действий приводят к формированию навыков и привычек правильного поведения, которые в дальнейшем выступают как средство внутреннего побуждения к правильному поведению.

Таким образом, давая ребенку какие-либо знания, мы получаем от него эмоциональный отклик. Некоторые эмоции и чувства приобретают устойчивость, появляется потребность совершать социально одобряемые поступки и формируется склонность к определенным видам деятельности.

Направления воспитательной работы.

В центр нашей системы воспитания мы поставили ребенка и определили следующие приоритетные направления воздействия на его личность: интеллект, творчество, патриотизм, здоровье, экология, профориентация, самоуправление.

Интеллект

Задачи:

1. Развивать учебную мотивацию и учебные навыки учащихся

2. Формировать эмоционально-положительное отношение к учебе, знаниям, науке, людям умственного труда.

3. Развивать познавательные способности, любознательность, стремление воспринимать окружающий мир во времени и пространстве.

4. Формировать социальную и коммуникативную компетентность школьников средствами учебных предметов.

5. Стимулировать развитие нестандартности, индивидуальности, одаренности учащихся.

Пути реализации:

- общеобразовательные, открытые уроки;

- предметные недели;

- интеллектуальные марафоны, викторины;

- Всероссийская предметная олимпиада школьников;

- «День открытых дверей»;

- участие в школьных, муниципальных, региональных, российских конкурсах;

- выставки художественной и энциклопедической литературы;

- занятия с одаренными детьми;

- презентация и защита исследовательских проектов.

Патриотизм.

Задачи:

1. Прививать чувства справедливости, любви к семье, школе, селу, краю, Родине.

2. Развивать гражданско-патриотические и нравственные качества учащихся; скромность, личную порядочность, этическое отношение к окружающим.

3. Содействовать процессам самопознания и самосовершенствования личности учащихся.

4. Формировать убеждения, мировоззрения, систему социальных установок.

5. Создавать атмосферу дружбы, взаимопонимания и сотрудничества.

6. Формировать условия для принятия общечеловеческих норм и образцов как ценностей.

Пути реализации:

- «День рождения школы»;

- месячник военно-патриотической  и оборонно-массовой работы;

- неделя казачьей  культуры;

- правовая неделя;

- мероприятия, посвященные Дню Победы;

- «Смотр строя и песни»;

-  занятия в кружках «Мы-журналисты», «Краеведение», «Юные музееведы»;

- поисковая работа  для пополнения материалов в музей;

- тематические литературные конкурсы, конкурсы песни, рисунков;

- встречи с интересными людьми малой Родины;

- классные часы, мероприятия о своем крае.

Здоровье

Задачи:

1. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся с целью воспитания стремления к здоровому образу жизни.

2. Прививать навыки личной гигиены младшим школьникам.

3. Формировать убеждение в важности и красоте физической культуры.

4. Прививать практический интерес к спортивным занятиям.

5. Развивать личностные качества: быстроту, ловкость, находчивость, смелость, коллективизм, дисциплинированность.

6. Формировать понимание сущности здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

Пути реализации:

- уроки физической культуры;

- «Туристический слет»;

- туристические походы;

- неделя Здоровья;

- туристические походы,

- спортивные соревнования, эстафеты, «Веселые старты», праздники, спартакиады;

- мероприятия по пожарной безопасности, ПДД;

- классные часы, презентации по ЗОЖ.

Экология

Задачи:

1.Формировать заботливое отношение к природе во всех ее проявлениях: к человеку, к растениям, к животным, к земле и воде, к родному краю, к миру вокруг.

2. Прививать любовь к природе.

3. Формировать активную позицию защитника окружающей среды.

4. Развивать эмоционально-чувственное восприятие детей.

5. Изучать природу родного края, ее красоту и особенности.

Пути реализации:

- общеобразовательные уроки;

- трудовой экологический десант;

- посадка деревьев;

- изготовление кормушек и подкормка птиц;

- занятия в кружке «Краеведение»;

- туристические походы на природу;

- познавательные конкурсы и викторины;

- мероприятия, посвященные Дню Земли;

 

- проектно-исследовательская деятельность,

- классные часы, беседы по бережному отношению к природе.

Творчество

Задачи:

1. Развивать чувство гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры.

2. Поддерживать стремление к сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир.

3. Формировать художественно-эстетические взгляды и убеждения, интерес к различным видам искусства.

4. Прививать умения и навыки художественного творчества.

5. Совершенствовать личностные качества эстетической восприимчивости и отзывчивости, благородство души через обогащение внутреннего мира воспитанников.

6. Развивать стремления формировать свою среду по эстетическим, культурным, общепринятым критериям.

Пути реализации:

- общеобразовательные уроки;

- участие в творческих конкурсах различных уровней;

- занятия в кружках «Декоративно-прикладное искусство кубанского казачества », «Информатика в играх и задачах», «Художник»;

- неделя искусств;

- традиционные мероприятия «День открытых дверей», «Осенины», «Осенний бал», новогодние представления и утренники, «Прощание с начальной школой», выпускные вечера, работа почты Дню Святого Валентина;

- выступление творческих коллективов на концертах в школе и в городе  Анапа»;

- организация творческих выставок, презентаций, стендов;

- работа с одаренными детьми (вокал, подготовка чтецов, литературное, художественное и прикладное творчество).

Самоуправление

Задачи:

1. Развивать и совершенствовать систему ученического самоуправления.

2. Включать учащихся в работу школы как субъекта учебной и воспитательной деятельности.

3. Прививать учащимся качества лидера.

 

Пути реализации:

- работа органа самоуправления - Совета учащихся школы, актива классов;

- собрания коллективов классов по выборам актива классов;

- акция «Зона заботы»;

- проведение акций «Сотвори добро», «Милосердие», «Чистый класс» и др.;

- оформление тематических стендов;

- дни самоуправления;

- выпуск школьных информационных листков.

Профориентация

Задачи:

1. Проводить просветительскую профориентационную работу среди учащихся и родителей по ознакомлению с возможностями профессионального самоопределения на основе совместной деятельности классных руководителей и администрации школы.

2. Формировать осознанное представление о мире труда и профессий;

3. Развивать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы; развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию;

4. Формировать убежденность в том, что трудовая деятельность на благо отчизны является формой морально оправданного существования человека;

5. Воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, правильный подход к выбору профессий стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов.

Пути реализации:

- диагностика, анкетирование по профессиональному самоопределению;

- классные часы, индивидуальные беседы по выбору профессий;

- взаимодействие со специалистом центром занятости;

- занятия в кружке «Английский язык»;

- родительские собрания;

- оформление стендов «Куда пойти учиться», «Самые востребованные профессии»;

- встречи с представителями разных профессий;

- экскурсия на предприятия и учреждения;

- работа спортивных секций, детских объединений.

Работа с семьей

Особое внимание в воспитательной работе школы и класса необходимо уделять работе с семьей. Родители учеников играют важную роль в общей воспитательной системе. Они вместе с детьми с удовольствием принимают активное участие в подготовке и проведении

коллективных творческих дел; входят в состав Управляющего совета школы, через который осуществляется руководство школы и всего воспитательного пространства.

Задачи работы с родителями:

 формирование условий для сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса: целеполагания, отбора содержания, форм, средств воспитания, их реализации, анализа и оценки результатов;

 повышение воспитательной функции семьи через консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания школьника;

 создание системы психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям.

 активизация роли родителей в образовательном процессе.

 

Формы работы с родителями:

 индивидуальные консультации, беседы, посещение семей;

 диагностическая деятельность;

 родительские собрания, лектории, круглые столы;

 работа Родительского комитета классов, школы;

 осуществление профилактических рейдов в каникулярное время силами родителей;

 организация дежурств родителей во время культурно-массовых мероприятий;

 дни открытых дверей;

 совместные творческие дела и праздники;

 постоянная связь с родителями (дневник, телефон, Интернет).

 

Этапы реализации программы воспитания.

Программа воспитательной деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 рассчитана на 5 лет: с 2013 по 2018 годы. Реализация программы проходит в три этапа:

1 этап – 2013-2014 учебный год (1 год);

2 этап – 2014-2015 – 2016-2017 учебные годы (3 года);

3 этап – 2017-2018 учебный год (1 год).

1 этап. Проектный – 2013-2014 учебный год.

Цель: подготовка условий создания воспитательной системы.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, методическую литературу.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу воспитания.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

2 этап: Практический – 2014-2015 – 2016-2017 учебные годы

Цель: реализация воспитательной программы.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание программы воспитания.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по воспитанию школьников на разных ступенях обучения.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с организациями и учреждениями поселка Супсех и города-курорта Анапа, организациями дополнительного образования.

6. Вовлекать в воспитательную систему представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

3 этап: Аналитический – 2017-2018 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить и проанализировать результаты работы школы.

2. Выявить и скорректировать затруднения в реализации программы.

3. Определить приоритетные направления воспитательной работы и спланировать работу на следующий период.

Ожидаемые результаты

Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.

Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё  место в творчестве каждым ребенком. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и села.

Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего села, района, области, государства.

Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании.

Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.

Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.

Создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.

Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.

Ресурсное обеспечение программы воспитания

• Актовый зал

• Спортивная площадка  и спортивный зал

• Компьютерный класс, локальная сеть.

• Интернет

• Мультимедийная аппаратура

• Ноутбуки

• Аудио-, видеоаппаратура

• Наличие необходимой методической литературы.

• Наличие декораций, театральных костюмов

• Музейные архив

• Библиотека.